Первичные базовые потребности как внутреннее побуждение, вызывающее активность ребенка, является мотивом поведения на начальном этапе обучения здоровому образу жизни. Под влиянием педагогических воздействий и создания предметно-информационной среды (при правильной организации учебно-воспитательного процесса) первичные базовые потребности перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения, когда действия ребенка становятся самомотивированными, появляется установка на укрепление здоровья. Однако прочность такой установки зависит от формирования мотивации на здоровье, которая может быть создана на основе специально организованной работы, обучающей валеологической грамоте и создающей представление о своем здоровье и здоровье окружающих ребенка людей, а также освоение навыков обеспечения здоровой жизнедеятельности.
При разработке технологии формирования здоровой жизнедеятельности детей необходимо учитывать закономерности развития доминирующих базовых потребностей в процессе взросления человека. Известно, что в иерархии основных потребностей каждого индивида всегда имеются главенствующие для каждого возрастного периода, определяющие содержание поведенческой деятельности . В дошкольном возрасте ведущей биологической потребностью является двигательная активность в сочетании с потребностью в удовольствии, наслаждении и самоутверждении. Поэтому весьма перспективным является формирование валеологической культуры и здоровой жизнедеятельности на занятиях физическими упражнениями, включая подвижные и спортивные игры, где полностью реализуется потребность в движении, так сильно выраженная в детском возрасте. Именно потребность в движении является той основой, которая должна быть положена в процесс формирования умений и навыков здоровой жизнедеятельности и мотивации на здоровье. Валеологическая грамотность и физическая культура ребенка должны быть заложены в качестве фундамента, на котором будут формироваться здоровая жизнедеятельность и здоровый стиль жизни.
В процессе дошкольного образования и воспитания необходимо учитывать закономерности эволюционного развития человека, придерживаясь принципов природосообразности, гуманизации образования, интеграции валеологического образования и личностно ориентированного воспитания, систематичности и преемственности, индивидуализации и дифференциации, единства умственного и физического развития.
Особо важное значение приобретает формирование у детей мотивации и потребности в укреплении здоровья, а также получение валеологической образованности родителей, включая умения и навыки оздоровления ребенка с первых дней его жизни.
Исходя из этих идей, следует планировать обучение и воспитание детей в дошкольном учреждении таким образом, чтобы каждый ребенок смог реализовать свои наследственно полученные возможности.
В основу формирования валеологической культуры каждого ребенка должна быть положена идея индивидуальной философии здоровья на основе приобретения знаний, умений и навыков в процессе дошкольного обучения. Созидание Человека вот девиз педагогической деятельности и реализация идеи гуманизации образования. В связи с этим необходимо переосмысливание педагогической деятельности, которая должна предусматривать формирование валеологической культуры с детских лет, а в педагогическом процессе должны преобладать приоритеты здорового образа жизни и укрепления здоровья.
Система непрерывного образования в семье, в дошкольном образовательном учреждении и в школе должна быть ориентирована на формирование у детей валиологически обоснованного образа жизни. В этой системе непрерывного образования системообразующим фактором является нравственно-образовательный компонент педагогического процесса, способствующий формированию умения активизировать генетически заложенные, потенциально присутствующие биоэнергетические и морфологические возможности организма. Реализация этого процесса на высоком уровне возможна только при наличии специфических знаний родителей, воспитателей и самого ребенка. Только в этом случае ребенок сможет реализовать свое право на образование, способствующее укреплению здоровья .
Вся обстановка и окружение ребенка должны способствовать осознанию важности укрепления своего здоровья. Воспитывая у каждого ребенка осознанное отношение к своему здоровью, общество закладывает прочные основы всего государства и обеспечивает его безопасность.
Формирование здоровья следует осуществлять таким образом, чтобы ребенок сам был включен в этот процесс, который должен проходить в условиях, воспитывающих потребность в здоровом образе жизни и самосовершенствовании. Необходимо помочь каждому ребенку быть более внимательным к себе, научить его осознавать свое здоровье и свои возможности, что будет способствовать пониманию окружающих его людей и быть более внимательным к их здоровью. Осознавая себя, ребенок научится понимать поведение других людей и правильно организовывать свое поведение в обществе, что положительно отразится на его нравственном облике.
На современном этапе развития казахстанского общества и Республики Казахстан необходимы радикальные изменения в стратегии формирования здоровья человека, начиная с первых дней жизни. В основе этой стратегии должна быть положена прогрессивная философия здоровой личности, развивающейся в благоприятных условиях в процессе самопознания, саморазвития и самореализации . По мнению ряда специалистов, обществу следует сконцентрировать больше внимания на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека . Ребенок осуществляет более напряженную, чем взрослый работу по саморефлексии, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом возрасте, то деформируется его социализация и разрушается здоровье.
Просим замечания направлять по адресу: 480051, г. Алматы, пр. Достык 114, Дворец школьников, Национальный научно-практический центр физической культуры, Лаборатория научного и учебно-методического обеспечения дошкольников и учащейся молодежи.
В предлагаемом учебнике последовательно изложены методы и средства физического воспитания детей, начиная с раннего возраста, перечислены основные двигательные навыки и умения, которые должны они получить в период пребывания в дошкольном учреждении. В основу учебника положены лучшие разработки отечественных и зарубежных авторов, а также собственные работы.
Чтобы дети чувствовали себя по-настоящему любимыми следует соблюдать три условия. Во-первых, родители должны любить себя. Только в этом случае они смогут воспитать детей, любящих себя. Ведь взрослые не могут дать своим чадам того, чего лишены сами. Во-вторых, родители должны любить друг друга и открыто проявлять это взаимное чувство. Дети учатся любить, наблюдая за окружающими. Если они не замечают рядом с собой любви, то потом не могут понять, в чем состоит данное чувство. Третьим фактором является неподдельная любовь родителей к детям. Поэтому в отношениях с детьми избегайте деструктивной критики и проявляйте искреннюю любовь, чтобы заложить основы для их хорошего развития и успехов в жизни.
Следует понимать и учитывать, что дети нуждаются в любви. Она необходима для правильного развития их личности.
С первых дней жизни каждому ребенку нужен внимательный уход, доброе отношение, а также полноценное питание. Рекомендуется не менее 6 месяцев начальной жизни ребенка кормить материнским молоком, чтобы обеспечить полноценное развитие и крепкое здоровье. В дальнейшем питание ребенка может быть более разнообразным.
У детей генетически запрограммировано стремление к повышенной двигательной активности и это стремление надо поощрять и создавать благоприятные условия для всестороннего развития и приобретении детьми разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых для обеспечения основных жизненных потребностей, хорошего физического развития и психоэмоционального благополучия.
В последние годы в организации учебно-воспитательного процесса дошкольных учреждений стали больше внимания уделять укреплению здоровья детей и формированию у них осознанного отношения к своему здоровью как величайшей ценности, воспитанию у них мотивации к занятиям различными физическими упражнениями, формированию у ребенка уверенности в себе и чувства собственной ценности.
Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста
РГКП "Национальный научно-практический центр физической культуры"Министерства образования и науки Республики Казахстан
ННПЦФК - Дошкольное образование
Комментариев нет:
Отправить комментарий